Рецепт аптечного кризиса: с осени купить лекарства станет сложнее
С 1 сентября ужесточатся условия отпуска лекарств. Изменения, которые, на первый взгляд, непосредственно коснутся работы аптечных сетей, очевидно, отразятся на каждом из нас.
Уведомительный порядок системы МДЛП (мониторинг движения лекарственных препаратов — «СП») меняется на обязательный, сообщила директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
«Номер и серия рецепта, если таковая имеется, должны быть внесены в систему МДЛП. Это значит, что нашему населению надо быть очень внимательным — теперь не удастся убедить фармацевта-первостольника, чтобы он отпустил препарат по выписке из стационара либо по неправильно оформленному рецепту на бумаге (без печати или с печатью). Все должно быть выписано по форме, поскольку фармацевт теперь все это будет вносить и ему нужны те данные, на которые он будет опираться и которые должен обеспечить врач», — заявила директор саморегулируемой организации на пресс-конференции в «Национальной Службе Новостей».
Эксперт подчеркнула, что врачи пока не понимают своей ответственности за выписывание рецептов. Хотя на сегодня на фармацевтическом рынке страны 70% препаратов должны отпускаться по рецепту.
Преснякова обратила внимание, что до сих пор нет разъяснений для аптек, как это будет делаться, не прописаны правила работы в новых условиях. Национальная система маркировки и прослеживания продукции «Честный знак» готовит разъяснения для аптечного сообщества. Пока же вопросы остаются и у провизоров, и у пациентов.
«Очень четко, здесь и сейчас надо определить правила игры для всех», — считает Виктория Преснякова. На сегодня лекарственное обеспечение работает в треугольнике врач-аптека-пациент. Новшества коснутся не только аптек, но и врачей. А пациенты должны взять на себя ответственность за наличие рецептов.
Председатель Экспертного совета СРО Ассоциация независимых аптек, главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области, профессор, доктор медицинских наук Андрей Продеус видит проблему в том, что за последние 10 лет врачи утеряли навык выписывания рецептов и четкого подхода, что является рецептурным препаратом, а что — нет. «У меня есть и амбулаторные поликлинические подразделения, и стационарные. За последние годы я не помню, чтобы врач в стационаре, кроме выписки, снабдил пациента еще горкой рецептов на бланках. До последнего времени такой выписки хватало, чтобы купить какие-либо препараты, за исключением особой группы — наркотических или специфических».
По мнению эксперта, необходимо вернуть понимание: это — абсолютная необходимость для врача, чтобы получить результат лечения, и, если пациент не снабжен рецептом, значит, не проведена нормальная консультативная работа. Вместе с тем, Андрей Продеус обращает внимание, что аптеки являются бизнесом, причем частным, который теперь будет вынужден резко ограничить отпуск лекарств. Ведь те 70% рецептурных препаратов, о которых идет речь, являются основой продаж.
«То есть ты просто отказываешь людям в оказании услуги, вызываешь недовольство, не даешь им возможность лечиться. Они провоцируют тебя на нарушение законодательства, когда просят продать. И дальше возникает система несоответствия», — считает эксперт. Ситуация складывается непростая, поэтому и врач, и пациент должны знать свои права и обязанности и выполнять их.
Виктория Преснякова также обеспокоена тем, что, с одной стороны, на аптеки ляжет дополнительная нагрузка, с другой — «весь негатив от неудовлетворенного спроса».
Андрей Продеус считает, что большая часть врачей вообще не в курсе вводимых новшеств. Следовало запустить пилотные проекты и вводить систему постепенно. Кроме того, врачи должны быть обеспечены бланками, печатями, иметь навык написания рецептов.
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов удивлен, что врач не готов выписывать рецепты. «Этот навык должен быть привит изначально в университетах, и снижение качества сегодняшнего выпускника полностью отражает ситуацию с неправильной выпиской рецептов. Стало быть, мы должны указать нашим образовательным структурам или тем, кто пишет программу образования врачей, на эту недоработку. В нашем случае она становится существенной, потому что делает препарат недоступным для пациента».
Вместе с тем Ян Власов поддерживает решение Минздрава, ведь оно направлено на создание условий для того, чтобы человек лечился тем, чем положено, а не тем, чем хочет. Проведённое организацией исследование, рассказал эксперт, показало, что 46% мужчин приходят в аптеки и покупают всё, что считают нужным, исходя из рекомендаций интернета. «Не только не обращаются к врачам, а вообще никого не слушают. Женщины более ответственные — таких 16%. Сказывается низкий уровень образования населения».
По мнению Яна Власова, нужно объяснять последствия самолечения, однако, если человек 20 лет имеет хроническое заболевание, он понимает, как корректировать свое здоровье, исходя их личного опыта и предыдущих рекомендаций врача. «Но для первичных пациентов это путь либо к смерти, либо к хронизации процесса».
Глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин поддерживает новую систему отпуска лекарств и выступает против самолечения. «При существующей до 1 сентября системе случается, что препараты попадают не тем, кто в них нуждается, а тем, кто их сам себе прописал либо по неустановленным формам получил».
Ян Власов, в свою очередь, напомнил об ажиотажном спросе в период ковида, когда за два месяца была сметена годовая норма некоторых препаратов. В то же время его беспокоит вопрос с выпиской рецептов. «Что, теперь пациент будет постоянно ходить в поликлинику? Эта история не продумана».
Закупаться лекарствами впрок на один из экспертов не советует, так как это создаст ажиотажный спрос и те, кому они действительно необходимы, могут остаться без препаратов. Кроме того, качество препаратов постоянно растет.
«Надеемся, что коллапса не будет. Не надо нагнетать», — заявила Виктория Преснякова. Такого же мнения придерживается Андрей Продеус, который, однако, не исключает «шероховатостей». Аптеки, по его мнению, будут нести финансовые потери. А Ян Власов предвидит «турбуленцию» и, возможно серьезную, потому что не все регионы и врачи готовы к введению новой системы. Полностью купировать ситуацию удастся примерно через год. И для этого «надо серьезно поработать в информационном сегменте».