Не бег и не моржевание: Профессор Павел Воробьёв — о том, какие продукты и привычки обеспечат здоровое старение
Наверняка многие слышали фразу: возраст — это только цифра в паспорте. Но на самом деле, сколько бы мы не хорохорились, старение организма — процесс естественный и неотвратимый. Однако протекать он может по-разному, и вовсе необязательно к пенсии превращаться в развалину. О том, как уменьшить проблемы со здоровьем, связанные со старением рассказывает доктор медицины, профессор Павел Воробьёв.
«СП»: С какого возраста имеет смысл заниматься профилактикой старения организма?
— Профилактика старения должна начинаться сразу после рождения. Все происходящие метаморфозы в организме можно рассматривать как его старение. Старение и гибель клеток (запрограммированная их смерть — апоптоз) происходит постоянно с первых дней жизни. Старение отдельных органов — уменьшение их функциональной активности — наступает либо в результате болезней (инфекции, травмы, тромбозы), либо постепенно — в результате снижения кровотока в органах и тканях.
Только часть этих процессов старения мы можем реально как-то затормозить: препятствовать нарушению кровоснабжения тканей. Среди нелекарственных таких средств — чеснок и умеренное потребление алкоголя (до 200 мл красного вина в день). Меньшее антивозрастное значение имеют другие компоненты «средиземноморской диеты» — большое количество растительного масла (не пальмового или арахисового!), обилие овощей и фруктов.
«СП»: Насколько доступна гериатрическая помощь в России?
— Отдельного вида помощи — гериатрической — быть не должно. С десяток лет назад были изданы приказы о создании гериатрических кабинетов, о подготовке специальных врачей-гериатров. Это все не прижилось, так как каждый врач должен обладать навыками ведения пожилых. Навыков не очень много, и создавать отдельную службу при катастрофической нехватке обычных врачей — популизм и бессмыслица.
«СП» Каковы особенности работы с пожилыми пациентами?
— Пожилые люди болеют обычно сразу несколькими болезнями — 5−7 и даже 10 одновременно. Например, гипертония, стенокардия, холецистит, хронический пиелонефрит и артрит. Обычный «набор». При этом лекарства от одной болезни могут ухудшать течение другой. Один врач назначает одно, второй — другое, в результате человек принимает горсть таблеток, многие из которых взаимоисключаются, а многие — просто не нужны. Называется — полипрогмазия. На первом месте среди таких лекарств — аспирин: его прописывают всем, польза его сомнительна, а вот вред — очевиден: язвы, кровотечения, нарушения функции печени и многое другое. В нашей стране кроме лекарств есть и море биологических добавок — эрзац-лекарств, которые тоже чаще всего не нужны, а нередко и опасны для пожилых.
Люди в возрасте нередко «привычны» к своим болезням, для них нормальное давление в районе 160 мм рт.ст. и попытка снизить его существенно, до «нормы», сопровождается значительным ухудшением самочувствия. Аналогично и глюкоза в крови: резкое ее снижение у больного с диабетом опасно гипогликемией, а вот повышение на 20−30% от нормы не сопровождается никакими проблемами. Поэтому в медицину последних лет вошло понятие «индивидуальной нормы». Сегодня, когда растут возможности дистанционного полуавтоматического наблюдения за течением болезней, это понятие, предложенное нами лет 10 назад, становиться все более актуальным. Не надо стариков слишком интенсивно лечить!
Пожилые не очень хорошо понимают, что от них хотят врачи. Плохо видят и не могут прочитать врачебные каракули. Плохо слышат и могут не разбирать торопливую речь. Поэтому им надо терпеливо и без давления объяснять, что и как делать. Тем более, у многих есть ментальные проблемы, отсутствуют элементарные знания о патологических процессах.
«СП»: Реально ли предотвратить развитие болезней, связанных с возрастом, или они неизбежны?
— «Возрастных» болезней почти нет. Есть болезни, которые свойственны пожилому возрасту, но редко встречаются у молодых. С возрастом растет число опухолей. Так как опухоль — результат случайной мутации клетки, то чем дольше человек живет, тем больше мутаций в нем накапливается. Как их предотвратить? Никак. Важным фактором является изменение гормонального фона с «молодого» на «пожилой». Тоже — никак не предотвратить, а грубые вмешательства с гормонозаместительной терапией уменьшают проявления болезней, но ведут к осложнениям, в том числе — к росту опухолей.
Возрастные проблемы с крупными суставами сегодня доступно решить путем их замены. Это увеличивает и качество жизни, и ее продолжительность.
«СП»: А замедлить процесс старения можно?
— Движение — это жизнь. Давно ушли в прошлое любители «бега от инфаркта» — это увлечение лишь увеличило смертность от него. Не надо экстремизма, например, моржевания. Умеренность и размеренность во всем, но нельзя залеживаться, засиживаться у телевизора. Человек должен проходить столько, сколько ему комфортно, сейчас стала популярной «шведская ходьба» с палками. Многие пожилые начинают танцевать. Музыка, кстати, полезна для мозговой деятельности.
Еда должна быть разнообразна, содержать ежедневно мясо и рыбу, овощи и фрукты, подсолнечное или оливковое масло. Перец полезен! Картошка, капуста, репа, свекла — все это должно быть постоянно в рационе. Ну и конечно, поменьше хлеба, булочек, пирожных и конфет. Обязательно нужно наладить ежедневный стул. Тут могут помочь и кисломолочные продукты, и молочный сахар — лактулоза.
«СП»: Что считается здоровым старением?
— Здоровым старением является старение без тяжелых болезней, которые ограничивают жизнедеятельность или функционирование человека. Здоровых пожилых не бывает: у всех можно выявить нарушение функции каких-либо органов — сердца, почек, кишечника. Но если они не мешают жизни — то большого внимания на них обращать не следует. И нужно врачу много раз подумать, прежде чем назначать пожилым какие-то таблетки, «снижающие риск». Как правило, такие лекарства изучались на молодых, а пожилые в группы испытуемых не попадали — и эффективность в этом случае скорее нулевая или отрицательная. Хотя производители подобных лекарств считают по-иному.
«СП»: Есть ли способы сохранить когнитивные функции, избежать деменции?
— Выпадение пожилого человека из круга общения с коллегами, друзьями, близкими — процесс неизбежный. А это сопровождается снижением ментальный функций всегда. Нередко человек с возрастом становиться гневлив, агрессивен, требует к себе «уважения» — это могут быть первые признаки деменции.
Постоянное бормотание телевизора тоже не способствует поддержанию мыслительных функций. Соответственно, нужно общаться, читать книги, играть в игры (да даже в карты), решать кроссворды. Сегодня многое доступно с применением смартфонов — нужно обучать этому пожилых. При активной деятельности мозга деменция отступает.
«СП»: Существуют ли препараты, которые могут замедлить старение? Одно время были популярны «капли Береша», «кремлёвская таблетка» прочие «волшебные» пилюли…
— Спекуляция на таблетках от старения всегда была способом набивания мошны нечистоплотными дельцами. Огромное число «ученых» работают над волшебными таблетками. Тут есть и академики, которые своим авторитетом что-то такое продвигают. Но академики уходят в мир иной, а продвигаемые ими чудо-средства умирают вместе с ними. Еще раз: основные механизмы старения организма связаны с нарушением кровоснабжения органов и тканей — воспалениями мелких сосудов, их тромбозом.
Эффективные препараты, направленные на устранение этих проблем — прямые оральные антикоагулянты — только последнее десятилетие входят в широкую практику. Они сделали революцию в лечение ковида и постковидного синдрома. И, думаю, за ними будущее в торможении старения.
Но надо помнить: увеличить продолжительность жизни человека можно, если он счастливо проплывет в своей жизни между Сциллой и Харибдой болезней и внешних причин, но пока есть предел в 120 лет, который не преодолел никто. Вероятно, это предел связан с функционирование клеток: запас жизнеспособных клеток — стволовых — к этому возрасту подходит к концу и восстановлению не подлежит.